АРХИП КУИНДЖИ — ВЕЛИКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ, ЮВЕЛИР ЖИВОПИСИ

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ

ВЕЛИКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ, ЮВЕЛИР ЖИВОПИСИ

Архип Иванович Куинджи родился 27 января 1842 года, в Мариуполе в семье сапожника-грека. При рождении у него была фамилия Куюмджи (в переводе с урумского означает «золотых дел мастер»). Однако в метрике по неизвестной причине он был записан под фамилией Еменджи — «трудовой человек».

Точный год его рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа.

 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

 

КУИНДЖИ — ПЕРЕДВИЖНИК

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Куинджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

Архип Куинджи
Архип Куинджи. «Ночное», 1908

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

К концу 1879 года Куинджи  разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

 

ЗАТВОРНИЧЕСТВО НА ПИКЕ СЛАВЫ

Слава пришла к нему стремительно — работы Архипа Куинджи выставлялись на многочисленных выставках в России и за рубежом, их покупали за огромные суммы. Его «лунные» картины демонстрировались в затемненных комнатах со всего одним источником света, направленным на холст. К ним выстраивались огромные очереди.

В 1875 году Куинджи на ежегодной выставке представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

Архип Куинджи
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», 1880

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

Но известность Куинджи не интересовала и на заре своего творчества он вдруг перестал выставляться, более 20 лет не показывая своих работ. Жил тихо, много писал, покупал и перепродавал недвижимость.

С женой, Верой Шаповаловой, дочерью богатого купца, мастер познакомился в Мариуполе в 22 года. Не желая отдавать дочь замуж за нищего художника, отец запросил за ее руку и сердце такую огромную сумму, что мастеру пришлось копить средства 12 лет.

Свадьба состоялась в 1875 году. Пара прожила вместе всю жизнь, скромно, жертвуя много денег на благотворительность.

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце.

Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

 

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света.

«Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который увез картину в Париж. Из Франции он должен был отправиться в путешествие по Атлантическому океану и намеревался взять пейзаж Куинджи с собой.

Писатель Иван Тургенев, который в то время находился в Париже, уговаривал князя оставить полотно на выставке в галерее Зедельмейера в Париже. Он опасался, что влажный морской воздух и солевые испарения испортят «Лунную ночь». А Куинджи даже грозился подать в суд, если его картина окажется на корабле. Однако великий князь не послушал советов: не мог расстаться с полотном.

Он писал в дневнике: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты».

На борту фрегата «Герцог Эдинбургский» полотно находилось почти два года — столько Константин Романов был в путешествии. Некоторое время корабль стоял в жарком порту Греции, когда великий князь посещал Афон.

«Лунная ночь» в пути действительно пострадала. В 1882 году Романов привез полотно автору на реставрацию. Куинджи вспоминал, что увидел свою работу потускневшей, с царапинами и местами — с солевым налетом. Художник обновил пейзаж, но полностью восстановить картину ему не удалось.

Архип Куинджи
Архип Куинджи. «Ай-Петри, Крым», 1890-е

КАРТИНЫ АРХИПА КУИНДЖИ

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц по всему миру.


«Ночь на Днепре» находилась у великого князя Константина Константиновича, «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы: «Лунная ночь».

 

27 января 2019 года около 18:00 из Третьяковской галереи была похищена картина «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи. Картину смогли похитить с выставки, несмотря на то, что в музеях предусмотрены три уровня охраны. Работники охраны музея обратились в полицию с сообщением, что при осуществлении видеонаблюдения за экспозицией они увидели, что неизвестные лица сняли со стены одного из залов картину и скрылись с места происшествия.

Глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров полагает, что похищенная картина Куинджи могла бы уйти с торгов за 1-2 миллиона долларов. «Куинджи — редкий художник, с его работами коллекционеры не спешат расставаться. Это знаковая работа. Непонятно, за сколько подобного рода работа могла бы уйти на аукционе, торги непредсказуемы. Думаю, цена бы была от 800 тысяч — миллиона долларов до двух, не думаю что больше».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.