Чаевые: нужно ли давать и как это делать?

Перед тем, как отправиться на долгожданный отдых в ту или иную страну, многие из нас бороздят просторы обменных пунктов в поисках мелочи. Мелочь необходима не только для того, чтобы беспрепятственно посетить платный туалет или же купить стаканчик лимонада. Она необходима для того, чтобы можно было давать чаевые обслуживающему персоналу. Однако даже в случае с чаевыми практически в каждой стране существуют свои собственные негласные правила, и для того, чтобы не оказаться в неловком положении, лучше узнать об этих правилах заблаговременно!

Что такое чаевые?

Под чаевыми принято подразумевать денежное вознаграждение, которое дается обслуживающему персоналу сверх выставленного счета. Чаевые дают в ресторанах, кафе и прочих заведениях, а также в отелях или таксистам. При этом в одних странах имеются хоть и негласные, но достаточно строгие правила чаевых (например, в Западной Европе либо США). В других данная статья расходов целиком и полностью оставляется на усмотрение туриста. В третьих (особенно это касается некоторых азиатских стран) чаевые и вовсе запрещены, так как там их считают тяжким личным оскорблением.

Сколько оставить «на чай»?

Чуть ли не за каждую любезно оказанную услугу чаевые принято оставлять в США. Как правило, здесь оставляют 15% от общей суммы счета. В некоторых городах  сумма  может возрасти и до 20, и даже до 25 процентов. Стоит отметить, что обслуживающий персонал в некоторых штатах вообще не получает зарплату – заработок этих людей целиком и полностью складывается именно из чаевых, и именно этот факт как бы морально обязывает клиентов давать более щедрые чаевые. Примерно так же обстоят дела с чаевыми и в Канаде.


Распространенным вариантом чаевых, встречающимся в большинстве стран, является сумма, равная 10% от суммы выставленного счета. Такие чаевые принято оставлять в Чехии. Германии. Великобритании. Израиле. Украине, России, а также в великом множестве иных европейских государств. Аналогичным является и размер чаевых в Латинской Америке. Вот только там чаевые обычно уже включены в счет!

В большинстве азиатских стран какой-либо «стандартный» размер чаевых вообще не установлен. Однако обслуживающий персонал всегда будет безмерно счастлив получить что-то сверх счета. Именно так происходит в Таиланде, Индонезии, Монголии, Вьетнаме или Индии.

В Китае давать чаевые запрещается законом. Некоторые кафе и рестораны все равно рискуют и идут на нарушение закона. Но в большей части китайских заведений этот закон строго соблюдается! Есть и такие страны, где чаевые неизменно будут восприняты в качестве личного оскорбления. Ярчайшим тому примером является гостеприимная Япония. Если турист вдруг оставит чаевые, то для того, чтобы их вернуть, обслуживающий персонал может даже пробежать за ним пару-тройку кварталов! И в Австралии тоже очень велик риск столкнуться именно с такой реакцией!

 

Чаевые в отелях – важные нюансы

В отеле чаевые обычно дают носильщику, помогавшему донести вещи до холла или до номера. Также официантам в ресторане и горничным или уборщикам. А вот оставлять щедрые чаевые всем служащим подряд однозначно не стоит. Чаевые – это способ показать, что вас полностью устроило обслуживание. Это не благодеяние по порыву души. Однако, если вы получили какую-либо помощь и от других работников отеля (например, вам помогли вызвать такси, отправить факс, решить какую-то проблему и т. д.), то отблагодарить их, конечно же, тоже стоит.

Оставляя чаевые горничной или уборщику, лучше всего класть их на тумбочку или прямо на кровать. В противном случае их просто могут не взять. Однако при этом важно понимать, что чаевые в любом случае не являются гарантией того, что все полотенца и постельное белье в номере будут меняться ежедневно либо по строго установленному графику – отклонения бывают везде, и, если уж очень хочется поскорее получить свежие полотенца, тогда лучше не вешать использованный текстиль обратно на крючки, а аккуратно бросить его на пол: как правило, такой тонкий «намек» понимают всегда и везде, более того, в некоторых отелях именно так и рекомендуют поступать. Так что в любом случае не помешает ознакомиться еще и с правилами отеля.



Что же касается чаевых в ресторане отеля, то там обычно достаточно оставлять персоналу порядка 5 – 8% от общей суммы сделанного заказа. Если отдых происходит по системе «все включено», то официантов поощряют теми суммами, которые  принято давать в качестве чаевых в данной стране.

 

Лучше всего выбрать себе одного и того же, то есть «своего», официанта, и все время прибегать только к его услугам. Получив чаевые единожды, этот официант всегда будет стараться всячески угодить «своему» туристу и как можно лучше его обслуживать!



В целом же оставлять чаевые в отеле или нет – личное дело каждого. Как правило, данное решение всецело зависит от того, насколько быстро и грамотно туриста обслужили. Что касается способа вручения чаевых, то это можно сделать как лично, специально дождавшись нужного работника, так и путем оставления энной суммы на тумбочке или кровати прямо в номере. А можно воспользоваться и еще более оригинальным вариантом – узнать имя работника, после чего положить чаевые в конверт вместе с небольшой записочкой, в которой будут содержаться слова благодарности (в идеале – на родном для человека языке, благо, обилие современных электронных переводчиков сейчас вполне позволяет воплотить данную идею в жизнь!), и оставить этот конверт на ресепшене с соответствующей надписью, например: «Для носильщика Кристиана». И не забывайте о том, что во многих странах чаевые – это основная часть заработка обслуживающего персонала, так что, получая действительно хорошее обслуживание, не стоит скупиться!


Перед тем, как отправиться в долгожданный отпуск, необходимо более детально выяснить, как именно обстоят дела с чаевыми в той стране, где планируется отдыхать. Это поможет избежать неловких ситуаций!

 

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.