ГЕОРГИЙ МИЛЛЯР
Баба-Яга с добрыми глазами
Георгий Францевич Милляр (урождённый де Мильё). Родился 25 октября (7 ноября) 1903 года в Москве — умер 4 июня 1993 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1988).
Георгий де Мильё, получивший известность как Георгий Милляр, родился 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1903 года в Москве.
Имел французские и русские корни.
Отец — Франц де Мильё, французский инженер-мостостроитель, уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу. Умер в 1906 году в Ялте.
Мать — Елизавета Алексеевна Журавлёва, дочь иркутского золотопромышленника.
Несмотря на то, что потерял отца в трехлетнем возрасте, жил в обеспеченной семье, воспитывался гувернантками-француженками. С ранних лет изучал иностранные языки, увлекался музыкой, также любил читать. Отличное знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах (чтобы не акцентировать внимание на своем происхождении), хотя свободно владел французским и немецким.
Позже семья переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где Миллярам отвели лишь одну комнату.
Георгий сменил фамилию, чтобы не афишировать свои аристократические корни.
С детства увлекался искусством — музыкой и театром. Он слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Его тетка была актрисой, играла в театре, любовь к этому искусству передалась и Георгию. В семь лет он впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста».
После окончания школы работал бутафором в геленджикском театре. Параллельно учил все роли. Дебют как актёра состоялся в спектакле «Золушка»: актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Вскоре Милляр стал одним из ведущих актёров театра.
В 1924 году поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), хотя педагоги насторожённо отнеслись к нему из-за его необычной для актёра внешности и проблем с дикцией.
В 1927 году закончил Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского) и был принят в труппу театра, где проработал до 1938 года.
Первой заметной работой стала роль царя Гороха в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению». Он блестяще сыграл вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли ему пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних.
В 1939 году сыграл свою первую главную роль (даже несколько) в фильме-сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная» (Баба-яга / старик-отeц / седой гусляр). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к Милляру. «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю», — сказал актёр. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде Милляра разбегались.
О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам Милляр рассказывал так:
«В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?.. А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
В 1944 году актёр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Милляр играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился. При подготовке к съёмкам актёр обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Среднюю Азию — в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии актёр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 кг. Как и Баба-Яга в первом фильме Милляра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал Милляр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе.
Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года — Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне нацистских сил. Сам режиссёр хотел видеть в персонаже аллюзию на Гитлера. После этого фильма Милляр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого Милляра.
В 1961-м сыграл Черта в знаменитой мистической картине «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой.
В 1967 году актёр вновь сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако тут этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт гораздо более симпатичным неудачливым женихом.
В том же 1967 году появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей широкий успех кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее «Война и мир», удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В 1969 году сыграл главную роль в ленте «Варвара-краса, длинная коса» (Чудо-Юдо, царь подводный).
В 1970 году перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях».
После смерти Роу в 1973 году Милляр принимал участие в фильмах в основном во второстепенных или эпизодических ролях. Кончина режиссёра стала ударом для многих членов его актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах.
Милляр был ярко выраженным характерным артистом, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д. Актёр практически сам придумал костюм и грим Бабы-Яги — бесформенное серое тряпьё, растрёпанные седые волосы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, но и в какой-то степени комичной, а в целом — очень узнаваемой. В кино Милляр чаще всего играл пожилых персонажей. Актёр предпочитал словам мимику и пластику. Он считал, что немое кино было гораздо выразительнее звукового. Милляр сам придумывал походку, жесты, правил сценарий. Самостоятельно выполнял все трюки в фильмах.
Сам актёр говорил, что мечтал сыграть и более серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь.
В 1988 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывались мнения, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью.
Последние годы жизни актёра мало снимали, и он соглашался на любые роли в фильмах, ответственно подходил к игре даже в эпизодах.
Активно работал над дубляжем мультфильмов, озвучивал и кинофильмы.
Милляр был эрудированным, весёлым, лёгким в общении человеком, любил детей. Режиссёр документального фильма о Милляре Юрий Сорокин рассказывал об эпизоде, когда актёра позвали на детский праздник, и он нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой, чтобы подарить по одной каждому ребёнку, но о нём забыли. Милляр любил анекдоты, за своё пристрастие к ним называл себя «Стариком Похабычем». Также стал известен так называемый «алфавит Милляра» — сборник высказываний актёра.
Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съёмки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком.
Не очень хорошо относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Сожалел, что его дата рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, и говорил, что предпочёл бы появиться на свет в День взятия Бастилии (14 июля).
Был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго перед смертью попросил священника для исповеди.
Умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких за несколько месяцев до 90-летнего юбилея. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3).
После его смерти жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Большая часть документов была утрачена.
Личная жизнь
Георгия Милляра:
Дважды был женат. Детей не имел.
Согласно информации кинооператора Владимира Окунева, в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского театра Революции (ныне Театр имени Маяковского), но брак распался после того, как актёр узнал, что жена ему изменяет.
Решив, что с ним что-то не так как с мужчиной, он обследовался у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у тебя никогда не будет». Но однажды жена сообщила ему, что беременна. В ответ тот рассказал о своём визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребёнка и подал на развод.
Затем до пожилого возраста Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире на Бронной улице.
В 1969 году, в возрасте 65 лет, после смерти матери, актёр по совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марии Васильевне, работавшей в охране одного из министерств. В ряде СМИ писалось, что Милляр якобы был нетрадиционной сексуальной ориентации и данная свадьба была подстроена Роу, чтобы его друг не был привлечён к уголовной ответственности за мужеложство.
Муж Марии Васильевны погиб на фронте, она одна вырастила троих детей. И когда Милляр сделал ей предложение, она попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!». На это Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я — Баба-Яга». Свадьбу отмечали во время съёмок картины «Варвара-краса, длинная коса» на берегу Москвы-реки. Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
По рассказам падчерицы Людмилы Марковой, Георгий Францевич очень любил её мать, готов был исполнить любое её желание. Настоял, чтобы та уволилась с работы, и всюду возил её с собой на съёмки. Марья Васильевна тоже его любила и даже ревновала к партнёршам по съёмкам. Милляр ласково звал её Манечкой, а она его — Кошей.
По словам кинокритика Игоря Гаврикова, брак был основан исключительно на взаимных выгоде и уважении, но не на романтических чувствах.