ГОТЛИБ РОНИНСОН: НЕСМЕШНАЯ ЖИЗНЬ СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
ГОТЛИБ РОНИНСОН
НЕСМЕШНАЯ ЖИЗНЬ СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Несчастный пассажир из «Иронии судьбы…», смешной начальник Деточкина, интеллигентный хозяин затопленной квартиры в «Афоне» — все это он!
Готлиб Ронинсон — мастер комического эпизода с самыми грустными глазами на свете. Он появлялся в кадре всего на несколько минут, но и этого было достаточно, чтобы зритель начинал смеяться. Он выходил на сцену Театра на Таганке 45 лет, чтобы вечер за вечером дарить людям еще чуть-чуть радости и хотя бы на время оставлять своего самого верного поклонника — одиночество. Его жизненный девиз был «Приятно быть полезным людям. В этом смысл человеческой жизни». Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь…
Он умер 25 декабря 1991 года. А всего через несколько дней вся страна, как обычно, смеялась над его незадачливым персонажем из «Иронии судьбы» — пассажиром, застрявшим в аэропорту…
Готлиб Михайлович Ронинсон. Родился 12 февраля 1916 года в Вильне (ныне Вильнюс) — умер 25 декабря 1991 года в Москве. Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1989).
Готлиб Ронинсон родился 12 февраля 1916 года в Вильне (ныне Вильнюс) в еврейской семье.
Отец — Мендель Ерухимович Ронинсон, родом из Витебска.
Мать — Татьяна (Тойба) Готлибовна Калетухес, родом из Вильны.
Его родители познакомились и поженились в Вильне в 1915 году. А вскоре родился Готлиб. В то время Вильна была оккупирована германскими войсками.
Свое имя он получил в честь деда по материнской линии — Готлиба Гершоновича Калетухеса, умершего за год до его рождения.
Готлиб Михайлович с особой нежностью относился к своей маме, очень любил ее, старался её не расстраивать. Но, наверное, из-за такой всепоглощающей материнской любви он так и не женился… Так Ронинсон всю жизнь и прожил вместе с мамой, до её смерти, в однокомнатной квартире на Крымском валу, недалеко от парка им. Горького.
Он обожал маму — а когда она умерла, остался совсем один. Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: «Поставлю их рядом с маминым портретом».

Ронинсон рано пошел работать, даже не закончив десятилетку. Лет в 15 параллельно с работой, он поступил в детский хор Большого театра — педагоги полагали, что в результате подростковой ломки голоса получат прекрасного тенора. Но оперный голос «не сложился».
До 23 лет Готлиб оставался в Большом, работал в группе мимического ансамбля, потом стал студентом Щукинского театрального. Было это в 1939-м.
В армию его не взяли из-за эпилепсии, которой он страдал с детства.
С 1941 года был с мамой в эвакуации. Вот как Ронинсон сам описывает это:
«…Во время Великой Отечественной войны театр и училище эвакуировали в Омск. Я не мог поехать с театром, так как мне было поручено эвакуировать детские учреждения Москвы (Свердловский район столицы) в гор. Верхнеуральск Челябинской области. В Верхнеуральске, кроме своей основной работы воспитателя, я выполнял задания райкома и райисполкома г. Верхнеуральска. Был уполномоченным по организации сбора продуктов для освобожденных районов от немецких оккупантов, в мандате говорилось, что мне обязаны оказывать всяческую помощь. Устраивал концерты в городе силами эвакуированных. Сбор с концертов шёл в фонд обороны Родины.
Именно за это был награжден медалью „За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.“ Когда театр Вахтангова и училище возвратились в Москву, я получил вызов и приехал в Москву, чтобы продолжить учебу…».
А семь лет спустя, уже с дипломом «Щуки», его принял Театр на Таганке, в котором он прослужил почти полвека, сыграв десятки интереснейших ролей. Конечно, для актера такого масштаба и дарования работы в театре у него было немного… Но работы были очень яркие.
А еще нашел себе хобби, весьма необычное для актера — медицину.
В театре его даже в шутку прозвали «министром здравоохранения». Относились к нему с любовью. Называли уважительно — дядя Гоша, а то и просто Гоша, на что актер не обижался. Владимир Высоцкий даже написал такие строки к 50-летию Ронинсона:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Захандрил эпохально ты
Или эпизодически,-
Не ходи ты по частникам,
Не плати им не грошика.
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька!
Порой был капризным и обидчивым. Иногда приходил к Любимову с заявлением об уходе, особенно когда долго не было новых ролей. Но Любимов всегда его успокаивал и рвал заявление… Так он и играл на «Таганке» до последнего своего дня.
А еще была работа в кино. Первую настоящую, но небольшую роль он сыграл, когда ему было уже пятьдесят лет. И сразу у Рязанова, в фильме «Берегись автомобиля». Там он сыграл доброго начальника Юрия Деточкина. И не потерялся на фоне таких звезд, как Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов.

Ронинсон стал одним из лучших комедийных актеров. Он сыграл незабываемые эпизодические роли в фильмах «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Берегись автомобиля», «Бег» и многих других.

Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Стоило увидеть его на экране один раз — и забыть было уже невозможно.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
— А еще он очень любил детей, — вспоминала актриса Таганки Марина Полицеймако. — Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык.
Своих детей у Готлиба Михайловича не было, семьей он так и не обзавелся. Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже называли «самым ухоженным холостяком Таганки». Но при этом был бесконечно одинок. Особенно под конец жизни очень страдал от одиночества.
Часто прогуливался рядом с домом, обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби… Когда на улице его узнавали, и подбегали за автографом, Готлиб Михайлович отмахивался: обознались, мол. А то еще добавлял: «Какой я вам актер? Я — бухгалтер». Только детям фотографии подписывал.
— У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения. Он держал деньги на книжках. Знаю, все завещал какому-то детскому приюту, — рассказывает друг Ронинсона, врач Еремеева. — А когда грянули реформы, деньги обесценились и все пропало. Выдержать этот удар было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил Ронинсон, появилась табличка: «Продается. Частная собственность». Это была какая-то безумная акция, ничем не увенчавшаяся, но я не сомневаюсь, что именно она добила Готлиба Михайловича.
СМЕРТЬ ГОТЛИБА РОНИНСОНА
За несколько лет до своей смерти актер сказал кому-то из актёров: «Я заказал себе надгробную плиту с надписью: «Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон», пусть мне потом на могилку поставят»».
Скончался 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором Готлиб исполнял одну из ролей — Поплавского. Но Ронинсон перенёс инсульт и на спектакль не явился. Тем же вечером его квартиру на улице Крымский вал посетили коллеги по театру и обнаружили его мёртвым.
Актер Валерий Погорельцев рассказывал: «Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка… еле-еле передвигаясь, стояли два техника-смотрителя из домоуправления — муж с женой.
Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но — и это естественно — такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его домашней винодельческой коллекции.
Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками… Позже Ронинсона отвезли в морг».
Актер был верующим человеком, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория. Он очень переживал, когда затевались какие-то антисемитские акции, и болезненно переносил любые разговоры на эту тему.
Похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.
После кончины народного артиста, его квартира неоднократно подвергалась разграблению со стороны соседей, за несколько дней вынесших дорогую коллекцию алкогольных напитков, кассетные магнитофоны, телефоны и фотоаппараты.
Все тот же Валерий Погорельцев отмечал: «В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета — его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку. Я приехал на «Октябрьскую» в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты — всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству. Он светло жил и светло ушёл — по-английски, не прощаясь».