ЭТО ИНТЕРЕСНО

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

«Характер – это и есть судьба»

Майя Михайловна Плисецкая. Родилась 20 ноября 1925 года в Москве — умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, актриса, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1943-1990 гг.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер.

Дядя — артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1976) Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992). Братья — балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие. Кузен — театральный художник Борис Мессерер.

С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941). Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
Майя Плисецкая
Родион Щедрин и Майя Плисецкая

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство — она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

 
Майя Плисецкая любила сцену и любила жизнь.

Ломала каноны и плыла против течения. Она была необычайно свободолюбивой не только в танце, но и в своих убеждениях и высказываниях.

Ей постоянно приходилось сражаться. За право быть собой и танцевать по-своему. За право выходить на сцену в 65 лет… За право работать с выдающимися Морисом Бежаром и Роланом Пети и быть музой великого Пьера Кардена. Кстати, когда Плисецкая покинула этот мир, Карден сказал: «Майя не умерла, она улетела с птицами». И это правда, ведь одной из самых известных партий балерины был «Умирающий лебедь».

Майя Плисецкая

Плисецкая никогда не щадила себя на многочасовых репетициях, ни на выступлениях. Однажды она рассказала: «На моем теле нет ни одного живого места. Я вся в шрамах.

Однажды во время пируэта так ударилась мизинцем о партнёра, что он сломался и повис». На вопрос, что она делала дальше, Плисецкая ответила: «Как что? Дальше танцевала! А как же еще?»

Как-то Плисецкая рассказала, что своего «Умирающего лебедя» подсмотрела в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью – подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась – вот это устойчивость…»

А вот в «Лебедином озере» Плисецкая выходила на сцену более 800 раз – с 1947 по 1977 годы. Легендарная балерина объясняла: «Этот балет – лакмусовая бумажка для любой балерины. В «Лебедином» никуда не спрячешься – все как на ладони. Техника, драматический артистизм. «Лебединое» вполноги, вполдуши не станцуешь. Каждый раз после «Лебединого» я чувствовала себя опустошённой. Я была просто вывернута наизнанку…»

Более 50 лет балерина прожила в браке с композитором Родионом Щедриным. Их познакомила Лилия Брик, возлюбленная поэта Владимира Маяковского. Позже Щедрин пришел к Плисецкой на репетицию, где она вышла к нему в обтягивающем черном трико, чем окончательно покорила сердце композитора. «Старикашка Фрейд победил», –  позже комментировала балерина.

 

Плисецкая и Щедрин так и не стали родителями.

Балерина предпочла карьеру и не жалела, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Она говорила: «Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»

Майя Плисецкая

Плисецкая доказала, что уже не в юном возрасте может дать фору молодым танцовщицам. Например, Одиллию из «Лебединого озера» она играла в 1973 году, когда ей было 48 лет (смотрите видео). А в день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», который поставил Морис Бежар.

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

«От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка – это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно – ухожено оно или запущено».

«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».

«И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!»

«Влюбляйся в момент, не мешкай».

«Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны».

«Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом».

«Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

«Диет не надо, надо меньше жрать».

«Мой отец верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

«А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *