МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ
оперная дива
«В жизни ни от чего не надо отказываться.
Жизнь — лучший университет в мире»
— Монтсеррат Кабалье.
6 октября 2018 года, ушла из жизни Монтсеррат Кабалье.
Эта великая оперная дива примерила на себя около полторы сотни образов. Она считается национальной гордостью Испании, а перечень ее званий и наград займет много страниц.
У нее множество орденов и медалей, а кроме того она получила негласное звание «певицы с золотым сердцем».
Блестящие роли в операх «Мария Стюарт» и «Лукреция Борджиа», «Тоска» и «Адриана Лекуврер», «Саломея» и многих-многих других…
«В самом ее голосе уже заключается обещание рая», — писали музыкальные критики, добавляя, что во время пения «кажется, что она вся растворяется в звуке».
Детство и юность
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк (таково ее полное имя) появилась на свет 12 апреля 1933 года, в очень бедной семье.
Отец в то время работал на предприятии химических удобрений, а мать Анна — везде, где только удавалось найти работу. Родители дали своей дочери имя по названию местной священной горной вершины (там находится монастырь, носящий имя Богоматери, называемой каталонцами святой Марией Монтсеррат).
В семье царила беспросветная бедность… Одноклассники не упускали случая поддеть молчаливую Монтсеррат, каждый раз приходившую на занятия в одном и том же платье.
Но уже тогда у нее была мечта. С самого раннего детства Монтсеррат обожала слушать музыку по радио. В 7 лет родители взяли девочку с собой на оперу, и смерть мадам Баттерфляй настолько поразила ее, что всю дорогу из театра домой Монтсеррат проплакала…
Слезами, впрочем, дело не закончилось. Она выучила арию главной героини по пластинке и наряду с этим приняла твердое решение стать оперной певицей.
И непременно богатой и знаменитой.
В 14 лет Монтсеррат уже брала уроки пения.
Совсем тяжело стало, когда заболел отец, да так, что был вынужден уйти с работы. Тогда будущая певица пошла по пути известной оперной героини Кармен и устроилась на фабрику — вышивать носовые платки.
Кем она только не работала с тех пор! Закройщицей, продавщицей, швеей. Однако учебы не бросала. Более того, изучала английский и французский.
И неизвестно еще, как сложилась бы ее жизнь, если б не супруги Бельтран Мата — меценаты, страстно желавшие помогать какому-нибудь юному таланту. Супруги выплачивали начинающей певице пособие в 1000 песет, чтобы у нее была возможность продолжить учебу. Благодаря их стараниям Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию «Лисео».
Преподавательница-венгерка Эугения Кемени мгновенно оценила, какой алмаз попал ей в руки, и в течение четырех лет тщательно придавала ему огранку. Она преподала своей ученице систему своих дыхательных упражнений, которые та до конца жизни пор проделывала по утрам.
Позже семья Бельтран «направила» талантливую девушку в Италию, к великому баритону Раймундо Торресу, оплатив все расходы.
Творческий путь
Первое итальянское прослушивание окончилось неудачей. «Иди домой, выйди замуж, тебе надо заниматься детьми и кухней», — услышала девушка.
Но она отличалась упорством, и вскоре оказалась во флорентийском театре «Maggio Fiorentino». Затем последовал контракт с Оперным театром Базеля, потом — Бременский оперный театр.
Настоящее международное признание пришло к певице в 1965 году. Виной тому снова стал случай. Тогда, ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в нью-йорскском Карнеги-Холле, исполнявшую партию Лукреции Борджиа. Овация в зале длилась больше 20 минут…
На следующий день газета «The New York Times» опубликовала материал с заголовком: «Каллас + Тебальди = Кабалье». Таким образом, Кабалье была причислена к великим мира сего. По странному совпадению этот же год стал последним в театральной карьере Марии Каллас. Будто бы она передала свои полномочия новой звезде.
Судьба Кабалье с тех пор была предрешена: любое ее выступление отмечалось ярким успехом. Публика Большого Колонного зала Кремля и Белого дома Вашингтона, Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и Зала Народа в Пекине принимала ее с распростертыми объятиями.
Монтсеррат выступала с известнейшими дирижерами: Бернстайном, Караяном, Ливайном, Мета, Солти, певцами Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом…
Личная жизнь
Но вернемся туда, в точку отсчета. За год до успеха театрального в жизни Монтсеррат произошли и другие значительные перемены. Бракосочетание с известным оперным певцом Бернабе Марти стало первым и единственным — на всю жизнь. Невесте к тому моменту исполнился уже 31 год.
Они познакомились во время совместной работы над «Мадам Баттерфляй».
Во время представления Бернабе, исполнявший арию Пинкертона, неожиданно крепко поцеловал Монтсеррат в губы, и этот поцелуй длился так долго, что вызвал сбой в оркестре и смятение у артистов и зрителей. Это была настоящая романтическая любовь с первого взгляда.
В то же время — подкрепленная строгими консервативными представлениями уже не совсем молодой невесты.
«Если вы не думаете о браке, нам нечего делать вместе», — заявила она как-то будущему мужу. Бернабе ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Тем более, в глубине он разделял подобные взгляды — ведь и сам происходил из такой же патриархальной испанской семьи.
Вскоре Бернабе и Монтсеррат поженились. Венчание проходило в монастыре на горе Монтсеррат. Такова была идея набожной Анны — матери певицы. Вот только пошел дождь, и старый «фольксваген», в котором девушка поднималась на гору вместе с матерью, увяз в придорожной грязи, а мотор заглох. Отчаявшись высушить его с помощью лака для волос, Монтсеррат выскочила голосовать на дорогу. В результате на свадьбу она приехала на грузовике для перевоза скота, промокшая насквозь, и с сильным опозданием.
Тем не менее, «неудачное» начало продолжилось счастливой и долгой совместной жизнью. Родились дети, названные в честь родителей – сын Бернабе Марти и дочь — Монтсеррат Марти (пошедшая по стопам матери и являющаяся сейчас тоже известной оперной певицей).
И то, что карьера Бернабе постепенно сошла на нет, не омрачило, как это часто бывает, отношений супругов. А Кабалье всегда являла собой примерный образец супруги и матери семейства.
«Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей», — сказала как-то Кабалье.
— Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама — знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка — это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья.
Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива».
Эти слова подтверждает такой случай. Когда сын певицы заболел, она отменила концерты в одной из стран и вылетела в Испанию. Театр подал на Кабалье в суд, но она выиграла дело. «Видимо, даже судьи понимают, что важнее семьи в жизни не может быть ничего», — резюмировала тогда певица.
Музыка
В 1974 году она исполнила одну из самых блистательных своих партий — партию Нормы.
В 80-е она начала несколько расширять «жанровую» область своего творчества. Фредди Меркьюри, солист группы «Queen», являлся ярым поклонником ее таланта. При встрече они пропели под фортепьяно всю ночь. Меркьюри написал в честь нее пьесу «Exercises in Free Love», которую она впоследствии исполнила впервые в Лондоне, в присутствии самого певца.
Но вершиной их совместного творчества, стал, безусловно, знаменитый хит «Барселона». Позже, в альбом «Друзья на всю жизнь», войдут ее дуэты с Вангелисом, Джонни Холидеем, Лизой Нилссон…
А что касается лишнего веса… Кабалье никогда не испытывала по поводу него никаких переживаний. И более того, говорила, что при работе оперного певца «важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить».
Железная воля Монтсеррат всегда побеждала. После автокатастрофы певица мужественно выступала на концертных площадках, закованная в гипс, а художники по костюмам рядили ее в широкие одежды с огромными рукавами…
Среди факторов, дающих певице поддержку, ее вера. Кабалье истовая католичка. Она всегда помогала людям.
Давая множество благотворительных концертов, выступая в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО, выезжая вместе со своей дочерью во многие «горячие точки» планеты. И, конечно же, поддерживая молодых артистов.
Кабалье помогала начинающему Хосе Каррерасу, выводя его с собой на сцену в операх «Набукко» и «Лукреции Борджиа». Именно после исполнения партий в этих операх к нему пришел успех. Когда Хосе, много позже, заболел лейкемией, Монтсеррат всячески помогала ему бороться с болезнью и организовала для него концерт на главной площади Барселоны. И то, что певец смог вернуться на сцену, — во многом ее заслуга.
Не стоит думать, что Монтсеррат Кабалье — этакий ангел во плоти. Ее окружение хорошо знакомо с безудержными приступами гнева певицы.
Оперная дива принимает угрожающие позы, а ее глаза начинают сверкать как молнии. Один из главных катализаторов гнева Кабалье — непрофессионализм с чьей-либо стороны. Впрочем, видя реальный испуг на лицах, певица может и извиниться.
Гневливость певицы компенсируется юмором.
Однажды, во время своего выступления в театре на Елисейских Полях, она неожиданно замолкла, после чего вышла на авансцену, наклонилась к одному из зрителей и спросила:
«Все в порядке? Можно продолжать?»
После чего объяснила всем остальным:
«Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку».
Вот такая она разноликая.
Женщина, которая сказала:
«В жизни ни от чего не надо отказываться.
Жизнь — лучший университет в мире».